Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Биография Алексея Николаевича Крылова

03 (15) августа 2023 года исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося учёного-кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.

Алексей Николаевич Крылов – гордость земли  Порецкой!

Выдающийся русский и советский ученый-математик, механик и инженер-кораблестроитель. Академик Петербургской АН, РАН, АН СССР. Профессор Морской академии, генерал флота, генерал для особых поручений при морском министре Российской империи. Член Санкт-Петербургского математического общества. Почетный член иностранных научных и инженерных обществ. Основатель современной русской школы кораблестроения. Автор классических работ, посвященных теориям колебаний корабля во время волнения, теории вибрации судов и их непотопляемости, строительной механики корабля, теории гироскопов, механике и математическому анализу, внешней баллистике. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат  Сталинской премии, Герой Социалистического труда.

Алексей Николаевич Крылов родился в деревне Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Крылово Порецкого муниципального округа Чувашской  Республики).    

Дед Крылова участвовал во всех войнах с Наполеоном, дослужился до чина полковника, за храбрость был удостоен золотого оружия.

Отец будущего русского и советского кораблестроителя, Николай Александрович, был состоятельным помещиком, офицером, занявшимся после выхода в отставку общественной деятельностью и сельским хозяйством. Крылов писал о нем: «Отец мой был артиллеристом. Он учился на казенный счет, поскольку деда ранили под Бородином, и он получил право бесплатно обучить всех своих детей». Мать, Софья Викторовна Ляпунова, принадлежала к старинному дворянскому роду.

Алексей рос резвым и шаловливым подростком, с взрослыми любил ходить на охоту, часто ездил по Волжским степям к своим многочисленным родственникам. Когда мальчику исполнилось девять, Николай Александрович из-за проблем со здоровьем принял решение пожить на юге Франции. Вся семья Крыловых на два года (с 1872 по 1874) поселилась в Марселе. В частном пансионе мальчик выучил французский язык и впервые познакомился с арифметикой

Алексея Николаевича изначально ждала судьба военного. Однако на него оказали большое влияние многочисленные родственники Филатовы и Ляпуновы, многие из которых в будущем стали знаменитыми французскими и русскими учеными, врачами и композиторами, в частности физиолог И.М. Сеченов, лингвист Б.М. Ляпунов, врач Н.Ф. Филатов, математик А.М. Ляпунов.

Вернувшись в Россию, отец Алексея занялся коммерческой деятельностью. В связи с этим Крыловым приходилось часто менять место жительства. Во время пребывания в Севастополе мальчик свел знакомство с моряками – героями обороны города в русско-турецкую войну. Под влиянием их рассказов о славных подвигах наших воинов 13 сентября 1878 года юный Крылов поступил в Петербургское Морское училище.

Во время учебы в училище Алексей Николаевич много времени уделял занятиям математикой по французским руководствам. Кроме того ему помогал его дядя – Александр Михайлович Ляпунов, в будущем сам известный математик, готовящийся в то время к защите магистерской диссертации. Руководя математическими занятиями молодого Крылова, он рассказывал ему многие новаторские мысли, высказываемые на лекциях Пафнутием Чебышевым.

В мае 1884 года Крылов блестяще окончил училище, его произвели в мичманы, а в качестве поощрения предложили совершить кругосветное плавание, от которого он, однако, отказался.

После этого начал трудовую карьеру в компасной мастерской, расположенной при Гидрографическом управлении, которым руководил генерал-майор Иван Петрович Колонг, специалист по морской навигации, создатель теории, посвященной девиации компаса.

В мае 1886 года свет увидела первая научная работа 23-летнего Крылова, посвященная уничтожению девиаций компаса, то есть отклонений магнитной стрелки под воздействием магнитного поля судна. Вместе с ней молодой мичман предложил конструкцию дромоскопа – прибора механически воспроизводящего зависимость девиаций компаса от курса корабля. Устройство вскоре внедрили на кораблях военного флота, а изобретатель получил премию в 1000 рублей. Благодаря последующим совместным работам Коллонга и Крылова отечественное компасное дело вышло на первое место в мире.

В результате тема гирокомпасов стала одной из ключевых на всем протяжении его карьеры. В частности, в 1938-1940 гг. им были опубликованы работы, в которых давался полноценный анализ теории девиации магнитного комплекса, рассматривались вопросы теории гироскопических компасов, была разработана теория влияния качки корабля на показания судовых приборов, в частности, компаса. Данные работы носили название «Возмущения показаний компаса, которые происходят от качки корабля на волнении», «Положения теории девиации компаса», «О теории гирокомпаса». Эти исследования академика и кораблестроителя Крылова в 1941 году были отмечены Сталинской премией. Ученым была предложена принципиально новая система дромоскопа, который был способен автоматически рассчитывать девиацию компаса.

Поработав с Колонгом, набравшись у него полезного опыта, в 1887 году А.Н.Крылов переходит на франко-русский завод. Параллельно он продолжает учебу в Николаевской морской академии на кораблестроительном факультете.

В 1890 году Алексей оканчивает курс и остается работать в академии, где уже сам ведет практические занятия по математике, а позже начинает преподавать курс теории корабля. Сам Крылов позже вспоминал, что с 1887 года именно кораблестроение стало его главной специальностью. Им это воспринималось как приложение математической науки к всевозможным деталям морской навигации. Фактически после этого он начал работать еще и преподавателем, эту деятельность он уже не оставлял практически до самой смерти.

В 1890-е годы  Крылов А.Н.  стал хорошо известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Причиной этого стала публикация его статьи под названием «Теория качки корабля». В ней была представлена целая теория, которая значительно развивала и уточняла работы авторитетного в то время инженера, основоположника корабельной гидродинамики Уильяма Фруда. По сути, труд Алексея Николаевича Крылова стал первым масштабным теоретическим трудом, написанным конкретно в этой области. Работу оценили его коллеги во многих странах мира.

В 1896 году Английское общество корабельных инженеров выбрало его своим почетным членом. Через два года академику-кораблестроителю Крылову вручили золотую медаль от английского общества корабельных инженеров. Это оказался первый случай в истории общества, когда такая почетная награда была вручена иностранцу. Продолжая работы в этой отрасли, Крылов разрабатывает теорию умирения или демпфирования килевой и бортовой качки. В частности, первым предлагает гироскопическое демпфирование бортовой качки. На сегодняшний день это остается самым востребованным методом умирения бортовой качки. Заслуга в этом кораблестроителя Алексея Николаевича Крылова.

С наступлением XX века Крылов  близко сотрудничает с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, который  трудился над вопросами плавучести кораблей. Макаровым был известным полярным исследователем и океанографом, который рассчитал теорию непотопляемости, изобрел минный транспорт, считался пионером использования ледоколов. Правда, их сотрудничество продолжалось недолго: в 1904 году Макаров погиб в районе Порт-Артура во время Русско-японской войны.

За время их работы им удалось разработать несколько классических рекомендаций, связанным с повышением плавучести кораблей, которые многими используются и в современном кораблестроении. Более того, со временем судостроитель Крылов описал ранние идеи Макарова, которые были направлены на борьбу с дифферентом или креном поврежденного корабля с помощью затопления отсеков, оставшихся неповрежденными. Крылов отмечал, что в то время многим морским чиновникам это предложение казалось абсурдным, им потребовалось около 35 лет, чтобы убедиться, что идеи юного Макарова были реальными и полезными.

В 1900 году Крылов начал заведовать бассейном для опытов. Его работа в этом качестве в конечном итоге дала мощный импульс для развития научно-исследовательских трудов в отечественном флоте.

В 1908 году кораблестроитель Алексей Крылов становится главным инспектором кораблестроения. Фактически он начальник кораблестроительного отдела Морского технического комитета и его председателем.

В 1910-м судостроитель Алексей Крылов получает место ординарного профессора морской академии в Николаеве, параллельно много времени уделяет консультациям Балтийского и Адмиралтейского заводов. Именно на этих верфях в то время строят самые современные российские суда.

С 1911 по 1913 год Алексей Николаевич работает в статусе экстраординарного профессора института инженеров путей сообщения, а во время Первой мировой войны становится председателем правительственного правления на Путиловских заводах. Например, участвует в строительстве и проектировании первых русских дредноутов-линкоров проекта «Севастополь». «Севастополь» известен как краснознаменный линейный корабль, который был впервые спущен на воду в 1911 году, а введен в эксплуатацию в 1914-м. Это был корабль отечественного флота, успевший послужить и в России, и в СССР. Один из четырех однотипных кораблей дредноутов Балтийской серии, которые были заложены в 1909 году. Остальные назывались «Петропавловск», «Полтава» и «Гангут». Все это время кораблестроитель Крылов уделял повышенное внимание вопросам развития и совершенствования отечественного флота, который продемонстрировал свою слабость и отсталость во время Русско-японской войны. Тогда русские морские силы потерпели не одно сокрушительное поражение, которое наглядно доказало, что модернизация необходима всей отрасли.

Соответствующие проекты в этом направлении разрабатывал академик-судостроитель Крылов. Так, в 1912 году он подготовил доклад, в которым доказывал необходимость выделения пятисот миллионов рублей на воссоздание отечественного флота, чтобы он стал боеспособным и современным. С этим докладом в Государственной думе выступил морской министр Иван Константинович Григорович, который в итоге обеспечил выделение необходимых средств в полном объеме. Самого кораблестроителя А. Н. Крылова на протяжении большей части его карьеры считали опытным помощником в делах флота. В большинстве вопросов, связанных с судостроением, он разбирался досконально, мог обосновать свою точку зрения научно и экономически.

Сам он с прискорбием отмечал, что не ко всем его советам прислушивались. В частности, академик-судостроитель Крылов часто любил повторять, что ко многим его советам не прислушивались, сэкономив государству более стоимости самого корабля. При этом часто герой нашей статьи славился своим острым языком.

В конце 1914 года его избрали членом-корреспондентом академии наук, а через два года был переведен в ординарные академики по математической физике. В 1916 году Крылов возглавил Главную физическую обсерваторию, а позже Главное военно-метеорологическое управление, известное как Главмет. Под руководством ученого была проведена масштабная методическая деятельность. В частности, разработано положение, разъясняющее права и обязанности военных гидрометеорологов, приписанных к войскам. Им принимались усилия по отмене призыва в действующую армию для служащих обсерватории. Это он считал важным вопросом, требующим скорейшего решения.

В феврале 1917 года Крылов обратился к Полевому генерал-инспектору Военно-Воздушного флота и академии наук с просьбой освободить его от занимаемой должности руководителя Главного военно-метеорологического управления, так как у него накопилась высокая занятость на иных участках научной деятельности. В частности, речь шла о его недостаточной компетентности в метеорологической специальности. 1917 год стал важным в биографии Алексея Николаевича Крылова. В это смутное время он был назначен руководителем физической лаборатории академии наук. А с 1918 года становится консультантом комиссии особых артиллерийских опытов. Советское правительство высоко ценило опыт и знания героя нашей статьи, сам Крылов также был не против сотрудничества с большевиками, при которых его продвижение по карьерной лестнице только продолжилось. Стоит отметить, что это удалось мало кому в нашей стране в то неспокойное время.

С 1919 по 1920 год Алексей Николаевич возглавляет Морскую академию.

В 1917 году в биографии кораблестроителя Крылова произошло еще одно значимое событие, которые было связано с его назначением на пост руководителя Русского общества торговли и пароходства. После окончания Октябрьской революции он принимает решение о передачи всех судов советскому правительству, которое оказалось у власти. Продолжает трудиться на развитие отечественного флота. В 1921-м его отправляют в Великобританию в качестве представителя советского пароходства, чтобы восстановить утраченные зарубежные связи в науке. В Советский Союз после этого он вернулся только в 1927 году. На протяжении нескольких лет после своего возвращения из продолжительной заграничной командировки Крылов находится в должности директора физико-математического института Академии наук СССР, оставляет этот пост в 1931 году.

В феврале 1939 года Алексей Крылов был удостоен ордена Ленина, ему присвоили звание заслуженного деятеля науки и техники. В 1941 году был награжден Сталинской премией первой степени. После начала Великой Отечественной войны Алексей Николаевич наотрез отказался покидать Ленинград. Он шутил: «Что касаемо бомбежки с воздуха и артобстрела, то я рассчитал, что шанс попадания в мой дом эквивалентен шансу выигрыша ста тысяч рублей по трамвайному билету». И все же под давлением друзей Крылов отправился в Казань, где продолжил работу над автобиографической книгой «Мои воспоминания». Данное произведение написано хорошим литературным языком, легко читается и отражает тот срез времени, в котором довелось жить великому кораблестроителю. В июле 1943 года Крылову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Труды академика Крылова в это время уже имеют большое значение. Он выпускает несколько работ по гидродинамике, среди которых его теория движения корабля на мелководье. Алексей Николаевич становится первым, кому удалось рассчитать и обоснованно объяснить существенный рост гидродинамического сопротивления на определенных глубинах. Также пишет несколько программных статей по теории единичных волн. В общей сложности ученый становится автором около 300 статей и книг, которые охватывают максимально широкий диапазон человеческих знаний - от магнетизма и судостроения, до математики, артиллерийского дела, геодезии и астрономии. Среди трудов академика Крылова до сих пор современными моряками активно применяются его популярные таблицы непотопляемости. Вскоре после этого Алексей публикует свою известную работу, которая касалась проблем вычисления коэффициентов характеристического полинома при определенной матрице. Сегодня это понятие известно как подпространство Крылова или метод подпространства Крылова. Свое имя он дал важному понятию в линейной алгебре. В этом труде ученый касается эффективности вычислений, в частности, ему удается определить вычислительные траты как количество отдельных и конкретных операций при перемножении. Это крайне нетипичное явление для развития математики в 1931 году. Крылов тщательным образом сравнивал все существующие методы, включив оценку худшего из возможных сценариев вычислительных затрат в метод Якоби. Затем он приготовил универсальный метод, который оказался самым передовым из всех, что были известны на то время. Он широко применяется до сих пор. Когда началась Великая Отечественная война, Крылов сопротивлялся собственной отправке в эвакуацию, но его все-таки вывезли в Казань.

В июле 1943 года Крылову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В Ленинград он вернулся в конце лета 1945 года. Находясь в тылу, он написал свои мемуары под названием «Мои воспоминания». Примечательно, что в 1944-м, когда фото Алексея Крылова всем было уже хорошо известно, поучаствовал в будущем физического факультета Московского государственного университета. Он подписал знаменитое письмо четырех академиков, автором которого был ученый Абрам Федорович Иоффе. Это было послание, адресованное председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Михайловичу Молотову. Фактически оно инициировало успешное разрешение многолетнего противостояния между так называемыми «университетской» и «академической» физикой.

В октябре 1945 года Крылов скончался в возрасте 82 лет. Его похоронили на Волковом кладбище. Рядом находятся могилы Менделеева и Павлова